Статьи

Пандемия на эпидемию: сочетание инфекционной и неинфекционной

13.08.2020
Андреева Анна Владимировна
Заведующая эндокринологическим отделением, врач-эндокринолог ГБУЗ «Городская клиническая больница им. В.В. Вересаева» Департамента здравоохранения Москвы

Сахарный диабет (СД) давно признан Всемирной организацией здравоохранения неинфекционной эпидемией XXI века. Об этом мы часто говорим при обсуждении современных возможностей диабетологии по снижению сердечно-сосудистого риска (ССР) и смертности. В качестве ее причины СД сохраняет лидирующие позиции. Больной СД — это коморбидный пациент, сочетающий в себе множественные факторы ССР: ожирение, артериальную гипертензию (АГ), дислипидемию и др. Эти факторы определяют медицинскую, социальную и экономическую значимость СД, распространенность которого увеличивается с каждым годом.

ПАНДЕМИЯ‑2020

В конце 2019 года в Китайской Народной Республике произошла вспышка новой коронавирусной инфекции. 11 февраля 2020 года ВОЗ присвоила ей официальное название — COVID‑19 (Coronavirus disease 2019). А Международный комитет по таксономии вирусов в тот же самый день дал официальное имя возбудителю инфекции—SARS-CoV‑2. 9 марта ВОЗ объявила о пандемии COVID‑19.

За несколько месяцев она стремительно ворвалась в привычный ритм жизни всех стран в целом и медицинского сообщества в частности, повлияв и на состояние наших пациентов. Сегодня мировая медицинская, социальная и экономическая значимость COVID‑19 не может быть оспорена.

После получения первых эпидемиологических данных и представлений о вирусе, характере его распространения и особенностях лечения ВОЗ выделила ведущие неинфекционные патологии, повышающие вероятность инфицирования новым коронавирусом: это хронические респираторные и сердечно­сосудистые заболевания (ССЗ), сахарный диабет (СД) и онкология. Течение COVID‑19 у данной категории пациентов осложняется декомпенсацией хронических заболеваний, прогрессированием осложнений, нетипичными проявлениями инфекционного процесса — все это служит дополнительными факторами риска преждевременного летального исхода.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

К середине июня 2020 г. зафиксировано 8,8 млн подтвержденных случаев заражения коронавирусом, в том числе 465 тысяч за кончившихся летальным исходом. Средний возраст заболевших — 47–59 лет и выше. Среди тяжелых случаев течения заболе вания, в том числе с летальным исходом, определяется более возрастная категория пациентов старше 65 лет. По результатам оценки данных Регистра СД, именно среди этой возрастной категории выше распро страненность СД 2 типа. Высокая связь с инфицированием отмечена у пациентов с ожирением и предиабетом. Причем СД нередко дебютировал на фоне заражения, что являлось неблагоприятным прогности ческим признаком.

СД как сопутствующее заболевание встречается в 22,2–26,9% подтвержденных случаев COVID‑19. Чаще всего СД преоб ладал в группе больных тяжелого течения среди госпитализированных пациентов.

Летальность от COVID‑19 прямо кор‑ релирует с возрастом, уровнем НвА1с и степенью ожирения. Основные причи ны смерти при COVID‑19 — острая дыха тельная недостаточность на фоне острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС) и тромбоэмболического синдрома. Данные эпидемиологических наблюдений свиде тельствуют о том, что сопутствующий СД был у 21,9%, а АГ— у 59% пациентов, умер ших от COVID‑19. Люди с СД и АГ — самая тяжелая, с высокой летальностью когорта пациентов с COVID‑19. Риск летального ис хода на 50% выше у пациентов с СД и боль ных с впервые выявленной гипергликемией на фоне COVID‑19.

ПОЧЕМУ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ?

Фактически все пациенты с ССЗ и СД оказа лись в группе повышенного риска инфици рования. Учитывая, что у каждого второго человека с ССЗ нарушен углеводный обмен, количество больных, требующих контроля, заметно увеличивается.

Важно понимать, что сам факт наличия СД не приводит к заражению COVID‑19. Высокую предрасположенность и/или быстрое прогрессирование заболевания обуславливают ряд дополнительных фак торов. Сочетание молекулярных и внутри клеточных механизмов формирует осо бенности клинической картины COVID‑19 на фоне СД.

Повышенная восприимчивость пациентов с СД к инфекциям безусловна. На фоне любого инфекционного процесса актив ный фон контринсулиновых гормонов приводит к развитию инсулинорезистент ности и аномальной вариабельности глю козы. Из-за эндотелиальной дисфункции на фоне гипергликемии у пациентов с СД значительно повышена сосудистая про ницаемость, в том числе в альвеолярной сети легких. Гипергликемия служит фак тором выраженной экспрессии рецепторов ангиотензин-превращающего фермента 2-го типа (АПФ2), которые оказались вход ными воротами коронавирусной инфекции, что опосредует быстрое проникновение вируса в клетки.

Для пациентов с СД характерно хрони ческое повышение интерлейкина‑6 (ИЛ‑6) и плазминогена — основных игроков так называемого цитокинового шторма и ОРДС, основного смертельного ослож нения COVID‑19. Исходно повышенные уровни маркеров острой фазы воспаления формируют картину и определяют скорость прогрессирования ОРДС у пациентов с СД.

ОСОБЕННОСТИ COVID‑19 ПРИ СД

Врачам общей практики, терапевтам и эн докринологам необходимо знать об особен ностях течения СOVID‑19 у пациентов с СД для выбора правильной тактики управления гипергликемией и маршрутизации таких больных.

Ранжирование случая заболевания COVID‑19 у пациента с СД проводится в соответствии со стандартными подходами. Для выбора терапевтической тактики показано лабораторное подтверждение вирусной инфекции, определение клинического варианта и степени тяжести течения заболевания.

COVID‑19 может протекать в легкой, среднетяжелой и тяжелой форме, а также приводить к развитию цитокинового шторма, который выделен в особую форму течения заболевания.

У пациентов с СД инфицированность COVID‑19 повышает риск развития:

  • гипергликемии, вплоть до острых осложнений (кетоацидоз, кето- и лактатацидотическая комы);
  • гипогликемии (до 10% случаев);
  • гиперкоагуляционного синдрома;
  • тяжелого течения ОРДС и полиорганной недостаточности, а также увеличивает скорость их прогрессирования.

Ассоциируется:

  • с аномальной вариабельностью гликемии и выраженной инсулинорези‑ стентностью;
  • с присоединением вторичной бактериальной инфекции и сепсиса.

В дебюте COVID‑19 у 50% пациентов с СД диагностируется бессимптомное течение. Такие симптомы, как лихорадка, озноб и чувство сдавления в груди, проявляются реже. Условно легкое течение приводит к тому, что пациентам уделяется менее пристальное внимание. 

Уровень гликемии для пациентов с СД — единственный устойчивый и наиболее ранний индикатор заболевания и прогноза.

Для пациента с СД характерен ряд особых симптомов, требующих отдельной оценки со стороны врача амбулаторного звена, ведущего специалиста и врача приемного отделения:

  1. Повышение температуры тела.
  2. Гипергликемия выше 13 ммоль/л.
  3. Быстрое снижение веса.
  4. Жажда, тошнота, рвота.
  5. Частое дыхание со специфическим запахом
  6. Появление кетонов в моче.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПАЦИЕНТА

Он должен обладать полноценной информацией об особенностях заболевания и четким планом действий.

Разработка специализированных информационных программ, иллюстрированных брошюр, памяток и доступных ресурсов в социальных сетях лежит на врачах. В них должны быть заложены основные правила профилактики, оценки симптомов и свод руководств к действию при появлении признаков заболевания.

Какими знаниями должен быть вооружен пациент?

  1. Профилактика. Больные СД должны тщательно следовать рекомендациям по профилактике заражения и по самоизоляции, чтобы избежать инфицирования COVID‑19. Неспецифическая профилактика заключается в ограничении контактов, соблюдении мер по обработке рук и рабочего места антисептическими растворами, ношении средств индивидуальной защиты. Необходимо тщательно контролировать уровень глюкозы, не ограничивать себя в приеме жидкости (с учетом сопутствующих заболеваний). Все пациенты должны быть обеспечены запасом медикаментов и средств самоконтроля.

  2. Основные требования.
    Пациент должен знать:
    • индивидуальный целевой уровень глюкозы;
    • как изменить дозу принимаемого препарата во время заболевания;
    • как часто нужно контролировать сахар в крови и кетоны в моче;
    • когда стоит обратиться к специалисту.
  3. Необходимо помнить, что коронавирусная инфекция у пациентов с СД может развиваться с неклассической атипичной скоростью. Важно не затягивать обращение к специалисту при появлении первых клинических симптомов. Приведенные ниже рекомендации пациенты начинают соблюдать самостоятельно и одномоментно обращаются к врачу.

  4. При появлении первых симптомов возможного COVID‑19 важно:
    • принимать сахароснижающие препараты в обычном режиме. Ни в коем случае не отменять инсулин. Не корректировать самостоятельно дозу (особенно в сторону уменьшения);
    • контролировать уровень сахара каждые 4 часа;
    • увеличить прием жидкости: не менее 180 мл каждые 30–60 минут;
    • не менять режим питания;
    • ежедневно контролировать вес;
    • проводить двукратную термометрию
  5. Повышение температуры — признак прогрессирования инфекции

СВОЕВРЕМЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

При обращении пациента с общеизвестной клинической симптоматикой вирусного заболевания, специфическими симптомами и измененным гликемическим фоном врач должен проявить настороженность в отношении СOVID‑19 и действовать по четкому алгоритму подтверждения, контроля и лечения заболевания.

После оценки клинического варианта и степени тяжести инфекции показана лабораторная и инструментальная диагностика. Все больные СД с подозрением на COVID‑19 должны пройти тестирование путем взятия мазков на РНК SARS-CoV‑2, что является золотым стандартом его диагностики. При заборе биоматериала на ранних сроках могут быть получены ложные отрицательные результаты. Поэтому при получении отрицательного результата пациенты с СД должны быть тестированы повторно в интервале от 24 до 72 часов.

Сейчас стали широко доступны системы для серологического тестирования на SARSCoV‑2. Чаще всего антитела выявляются в течение 1–3 недель после появления симптомов. Антитела помогают определить, контактировал ли пациент с вирусом в прошлом, даже если инфицирование не сопровождалось симптомами заболевания. Важно понимать, что серологические тесты не заменяют методы прямого определения маркеров вируса в первичной диагностике активной SARS-CoV‑2 инфекции.

Всем пациентам с необоснованной декомпенсацией СД и подозрением на COVID‑19, а также при получении положительного мазка даже при отсутствии симптоматики рекомендовано проведение КТ органов грудной клетки (КТ ОГК) для исключения пневмонии вирусного генеза. КТ обладает максимальной чувствительностью в выявлении изменений в легких. По результатам КТ ОГК формируется лечебная тактика.

ВЕДЕНИЕ БОЛЬНОГО СД НА ФОНЕ COVID‑19

  • Легкое течение коронавирусной инфекции. Пациента с СД изолируют и проводят лечение амбулаторно. Необходимо продолжить частый (до 4–6 раз в день) контроль гликемии, проводить контроль кетонов в моче, расширить питьевой режим (не менее 100 мл каждый час), проводить сахароснижающую терапию с учетом профиля безопасности, назначить симптоматическое и противовирусное лечение. Гликемия выше 13–15 ммоль/л требует госпитализации и/или коррекции дозы инсулина.

  • Среднетяжелое течение. Прогрессирование COVID‑19 и отрицательная динамика картины КТ ОГК, характерная для вирусной пневмонии, служат показаниями для госпитализации. В условиях стационара на фоне продолжения регидратации проводится контроль гликемии каждые 2–4 часа (целевая гликемия от 6,1 до 10,0 ммоль/л), ежедневный контроль кетонов в моче, ини‑ циируется контроль биохимических показа телей крови, СРБ, электролитов крови, РН, лактата и D‑димера.

Всем госпитализированным пациентам рекомендована антикоагулянтная терапия в профилактических дозах, при повышении D‑димера дозы антикоагулянтов должны быть модифицированы до терапевтических. Пациентам с СД 1 типа необходимо провести интенсификацию сахароснижающей терапии с увеличением дозы как базального инсулина, так и инсулина короткого (или ультракороткого) типа действия. Пациен там с СД 2 типа при среднетяжелом течении COVID‑19 необходимо отменить прием сле дующих сахароснижающих препаратов: метформина, агонистов рецепторов (аГПП‑1), ингибиторов натрий­глюкозного контранс портера 2 типа (иНГЛТ2). Возможно исполь зование препаратов сульфонилмочевины и ДПП‑4 с учетом профиля безопасности и коррекции дозы. При гипергликемии выше 13,0–15,0 ммоль/л показан перевод на ин сулинотерапию, который решает вопросы контроля и управления гликемией.

Назначая специфическую терапию COVID‑19 (противовирусную, иммуномоду лирующую),необходимо учитывать побочные эффекты и влияние на течение СД, а также на особенности гликемического контроля.

Тяжелое течение COVID‑19 характеризуется присоединением вторичной бактериальной инфекции, прогрессированием дыхательной, а в дальнейшем и полиорганной недостаточности. Чаще всего в связи с дыхательной недостаточностью пациенту требуется респираторная поддержка в условиях отделений реанимации и интенсивной терапии.

Ведение пациентов с СД имеет ряд обязательных особенностей:

  1. Целевая гликемия определяется тяжестью состояния пациента и течением заболевания. При тяжелом течении COVID‑19 гликемия может соответствовать показателям 7,8–11,9 ммоль/л. Контроль гликемии проводится ежечасно, если уровень глюкозы выше 13 ммоль/л, или каждые 3 часа при более низких показателях.
  2. Контроль кетонов в моче 2 раза в день.
  3. Ежедневно проводится контроль биохимических показателей крови, СРБ, ферритина, D‑димера, тропонина, натрийуретического пептида.
  4. Отменяются все ранее принимавшиеся сахароснижающие препараты, кроме инсулина, пациенты переводятся на инсулинотерапию — п/к введение инсулина или в/в введение инсулина короткого (ультра короткого) типа действия через инфузомат или капельно.
  5. Проводится инфузионная дезинтоксикационная терапия.
  6. Назначаются антикоагулянты в терапевтических дозах.
  7. При присоединении вторичной бактериальной инфекции назначается антибактериальная терапия. Необходимо своевременно определить показания для проведения упредительной терапии цитокинового шторма.

С учетом назначения специфического лечения COVID‑19 необходимо учитывать побочные эффекты терапии тяжелых осложнений на течение СД и на особенности гликемического контроля.

Этиотропное лечение COVID‑19 у пациентов с СД не отличается от общепопуляционного. Однако, принимая во внимание высокую скорость прогрессирования острофазового ответа воспаления и высокую восприимчивость к присоединению бактериальной инфекции и развитию сепсиса, терапия имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать:

  1. Принимая во внимание сходство легких форм COVID‑19 с клинической картиной сезонных ОРВИ, до подтверждения этиологического диагноза в схемы терапии пациентов с СД следует включать интраназальные формы ИФН‑α, препараты индукторов ИФН, а также противовирусные препараты с широким спектром активности.
  2. Если у пациента с СД диагностируется пневмония, лечение должно проводиться сразу комбинированными схемами с применением разных групп этиотропной терапии.
  3. При назначении лопинавира/ритонавира и глюкокортикоидной терапии возможно увеличение потребности в инсулине и повышение его доз в связи с их диабетогенным действием.

Информация об особенностях течения COVID‑19 ежедневно обновляется. Внедрение международного опыта и актуальных отечественных тенденций лечения в практическое здравоохранение происходит с невероятной скоростью, что, несомненно, продиктовано эпидемиологической ситуацией и порой носит даже спорный характер. Также быстро меняются представления об этиотропной терапии.

Направления патогенетической терапии, сочетания различных групп препаратов, механизмы действия и побочные эффекты, в том числе с влиянием на углеводный обмен, необходимо учитывать на каждом этапе лечения пациента с СД и COVID‑19.

Что остается неизменным? Абсолютный успех — в контроле.

Все мероприятия по профилактике заражения, по повышению информированности пациентов с СД об особенностях заболевания, по ужесточению контроля гликемии, питьевого режима и режима приема сахароснижающей терапии, а также своевременное реагирование на вариабельность гликемии приводят к оптимальному взаимодействию пациента и врача.


НАШИ ПАРТНЕРЫ