Статьи
Сохранить радость жизни
Росстат уточняет: ожидаемая продолжительность жизни возрастет с 73,53 лет в 2019 г. до 81,66 лет в 2035 г. За этими цифрами статистики кроется большой пласт проблем, в том числе обусловленный увеличением количества пациенток, страдающих климактерическим синдромом (КС). Основные симптомы климактерия — нейровегетативные, метаболические и психоэмоциональные нарушения, возникающие у 10–75 % женщин. О том, как эффективно решать эту клиническую задачу, какие профессиональные ресурсы можно задействовать, мы побеседовали с неврологом, д м.н. Еленой Сергеевной Акарачковой.
— Елена Сергеевна, вы уже много лет занимаетесь проблемой психоэмоциональных расстройств, в том числе у женщин. Почему эта проблема в последнее время приобрела такую актуальность?
— Мы сегодня наблюдаем интересный парадокс: население планеты стареет, треть жизни современная женщина проводит в условиях дефицита эстрогенов и сталкивается со всей гаммой сопутствующих симптомов, хорошо известных врачам-практикам. Но если в большинстве случаев с метаболическими нарушениями, приливами и другими нейровегетативными расстройствами с помощью современных препаратов врачи уже научились справляться, то изменения настроения, бессонница, раздражительность, порой приводящие женщину на грань депрессии, — проблема, пока не решенная до конца. В том числе и потому, что женщины не всегда ассоциируют эти расстройства с климактерием, а зачастую попросту не озвучивают проблему своему лечащему врачу. Однако молчание не помогает избавлению от проблем, а лишь усугубляет их.
— Возможно, женщина просто не знает, к какому врачу обратиться? В чьей компетенции коррекция психоневрологических нарушений у пациенток старшего возраста?
— Помимо акушеров-гинекологов женщины приходят и к терапевтам, и к неврологам, и к кардиологам. К сожалению, между специалистами нет общих рекомендаций по ведению и реабилитации таких пациенток, и это огромная проблема. Остается надеяться, что каждый профильный специалист, оставаясь в рамках своей профессиональной компетенции, не просто своевременно выявит неврологические нарушения, но и подключит к ведению пациентки коллег-смежников. Междисциплинарный подход — тренд, все больше набирающий популярность в современной медицине. И это не может не радовать.
— Hans Selye в своей монографии The stress of life, изданной в 1956 г., четко сформулировал: «...стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации». Расскажите нашим читателям подробнее, как формируется стресс.
— Стрессорный ответ универсален, и в его течении принято выделять три стадии: начало в виде первичной тревоги сменяется периодом сопротивления, а завершается истощением. При этом затянувшийся, хронический стресс перестает быть способом адаптации организма и связан с началом и прогрессированием многих патологических состояний. В качестве примера можно привести факты, что на фоне стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний, в 2 раза — вероятность боли в спине и онкологических заболеваний.
— Стресс влияет как на мужчин, так и на женщин. Есть ли разница в формировании ответной реакции?
— Участок ствола мозга, отвечающий за физиологическую реакцию на напряжение, стресс и тревогу, — это так называемое голубое пятно (locus coeruleus, LC). Дендриты женских нейронов LC длиннее и сложнее, чем мужских, и это влияет на обработку входных данных. Кроме того, у женщин рецепторный ответ на кортикотропин-рилизинг фактор гипоталамуса более сильный, чем у мужчин, что обусловлено сенситизацией рецепторов. Именно поэтому острое эмоциональное событие с большей вероятностью вызывает LC-опосредованное возбуждение у представительниц прекрасного пола.
— И женщины в климактерии особенно уязвимы?
— Да. Психовегетативный синдром у этой категории пациенток проявляется весьма широким набором симптоматики. Женщины часто жалуются на нарушения сна, причем здесь и трудности засыпания, и чуткость сна, и частые ночные пробуждения. Кроме того, для этих пациенток характерны раздражительность, чрезмерная тревожность, астения, высокая стрессодоступность. «Вспыхнуть как спичка» — это о состоянии нервной системы женщин в климактерии. В качестве причин стрессолабильности в перименопаузе могу отметить следующие:
-
Дефицит прогестерона: 3 из 4‑х метаболитов прогестерона за счет влияния на ГАМК-рецепторы обладают седативным, анксиолитическим и антидепрессивным эффектом. Снижают уровень тревоги.
-
Дефицит тестостерона — основного гормона, отвечающего за либидо, сексуальность и жизненный тонус.
-
Дефицит мелатонина и соматотропного гормона — основных гормонов «молодости».
-
Снижение функции щитовидной железы, провоцирующее замедление общего метаболизма, в том числе в головном мозге.
-
Снижение синтеза эндорфинов, дофамина, серотонина, окситоцина, и, как результат, поиск легких источников замены: телефон, телевизор, заедание и др.
— На что стоит обратить внимание клиницисту в первую очередь?
— Полагаю, на патофизиологию, объединяющую глутаматергическую систему (префронтальную кору, миндалину, гиппокамп), NMDA-рецепторы и магний. Упрощая, в структуре нервной системы есть рецепторы, активируемые возбуждающими аминокислотами. При стрессе, тревоге, ишемии ионы магния стабилизируют мембранные каналы, чтобы избыток кальция и натрия не проникал внутрь клетки. На фоне дефицита магния эти каналы пустуют, кальций хорошо проникает. При избытке возбуждающих аминокислот, в частности глутамата, кальций в большом количестве устремляется в клетку, и это приводит к избыточной возбудимости, и в том числе гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси. Именно поэтому дефицит магния можно считать и причиной, и следствием стресса.
Еще один аспект патофизиологии невротических нарушений — энергетический. Энергия необходима для анаболических реакций: синтез, мышечное сокращение, нервное возбуждение, активный транспорт. В живых клетках главным высокоэнергетическим промежуточным продуктом служит АТФ, который образуется при катаболических реакциях. В реакциях, протекающих внутриклеточно, АТФ участвует в виде магниевого комплекса. И в этом случае будет верным утверждение, что магний — единственный микроэлемент, дефицит которого проявляется в тотальном энергодефиците, начиная с клеточного уровня и заканчивая организмом в целом.
— Итак, все упирается в магний?
— Не только! Несомненно, менопаузальная гормональная терапия (МГТ) относится к первой линии препаратов для лечения менопаузальных расстройств. Выбор средств и методов гормональной коррекции климактерического синдрома — абсолютная прерогатива акушера-гинеколога. Наряду с этим в процесс ведения пациентки может включиться невролог, в компетенции которого — подбор препаратов, влияющих на обмен нейромедиаторов, в том числе ГАМК (препараты эффективно купируют тревожность), антиэпилептические средства, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (нормализуют нейромедиаторный баланс, предусматривают курсовое лечение). В последнее время все больше внимания обращают на потенциальную роль вредных привычек в развитии КС. Так, курение часто выступает триггером возникновения нейровегетативных симптомов, увеличивая их риск на 60 %.
В качестве немедикаментозной терапии женщинам старшей возрастной группы рекомендовано соблюдение диеты с низким содержанием сахара и натрия, увеличение потребления фруктов, овощей и растительной клетчатки. Показана низкокалорийная диета: не более 2000 ккал в день, а при нарушении толерантности к глюкозе — не более 1200 ккал. Физические нагрузки и низкокалорийная диета одинаково стимулируют выработку никотинамидадениндинуклеотида (НАД) — одного из главных переносчиков энергии в клетке, что служит основой аnti-age терапии. И, безусловно, клинически значимого эффекта не добиться без дотации магния.
— Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
— С удовольствием! Но сначала приведу результаты недавно выполненной работы, целью которой было изучение хронического стресса с участием 100 женщин двух возрастных категорий: моложе 40 лет и старше. Интересно, что уровень психосоциального стресса оказался выше у женщин из группы до 40 лет, но вот соматические проявления этого состояния были значительно серьезнее у пациенток старше 40 лет. Причем, измеряя уровень магния в волосах всех участниц, мы определили, что его концентрация во втором случае была понижена. То есть удалось проследить достаточно четкую ассоциацию между дефицитом магния и низкой стрессоустойчивостью. При этом двух- месячная терапия препаратом магния показала как рост концентрации этого элемента в организме пациенток, так и уменьшение числа жалоб на нарушения психоэмоционального состояния.
Суточная потребность в магнии для женщин составляет 280–300 мг. К сожалению, этот микроэлемент в организме не вырабатывается, поэтому вся доза должна поступать с пищей, что тоже весьма проблематично в условиях приверженности большинства людей к полуфабрикатам и быстрому питанию.
К симптомам магний-дефицита как раз и относятся тревога, раздражительность, беспокойство и суетливость, мышечное напряжение, внутренняя дрожь. Все это сочетается с общей слабостью, повышенной утомляемостью, болями в животе, аритмией. Женщин беспокоят чувство нехватки воздуха, головные боли, головокружения, шум в ушах. Также может повышаться артериальное давление или развиваются состояния, по ощущениям близкие к обморочным. Отмечается повышенная потливость. Изменяется аппетит: от полной его потери до неудержимой тяги к еде. Практически всегда имеются нарушения сна в виде трудностей засыпания, частых или ранних пробуждений, сон становится беспокойным. Развивается синдром хронической усталости. На этом фоне снижается настроение, появляется плаксивость, апатия. Как видите, я перечислила практически весь симптомокомплекс КС. Важно, что магнийсодержащие препараты определяют работу рецепторов, нейронов в центральной нервной системе. Такие препараты являются нейротропными, поэтому мы можем использовать органические соли магния (цитрат, пидолат) с целью восполнения его дефицита в комплексной терапии стрессов и стрессозависимых расстройств.
Беседовала Ольга Касатонова
Читайте также
- Индукция родов. Неудачи остались в прошлом?
- Пременопауза и дефицит железа без анемии
- Депрессия и менопауза: повод для взаимодействия акушера-гинеколога, невролога и психиатра
- Невозможное — возможно
- Низкомолекулярные гепарины против акушерских тромбозов
- Преждевременное старение. Как избежать?
- Практика интимной гигиены