Статьи

Аторвастатин в современной кардиологической практике

Соколова Анастасия Андреевна
К.м.н., ассистент кафедры факультетской терапии No1 лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет)

Ни для кого не секрет, что существует прямая корреляция между уровнем холестерина (ХС) и ХС липопротеинов низкой плотности (ХС ЛНП) в крови и смертностью от сердечно- сосудистых заболеваний. Поэтому во всем мире модификация липидного профиля с помощью гиполипидемических средств стала основной стратегией в профилактике сердечно-сосудистых осложнений (ССО) и улучшении прогноза больных с сердечно- сосудистыми заболеваниями (ССЗ). На протяжении последних десятилетий значимые результаты достигнуты с помощью статинов, которые в современной клинической практике являются самой часто назначаемой группой липидснижающих средств.

Яркий представитель этого класса препаратов — аторвастатин (в России оригинальный аторвастатин выпускает компания Pfizer под названием Липримар®). Аторвастатин (Липримар®) в настоящее время лидирует по объему продаж лекарственных препаратов в США среди первой десятки препаратов за последние четверть века (по данным аналитиков компании IQVIA). Огромное количество проведенных клинических исследований и мета-анализов наглядно демонстрирует то, что аторвастатин является одним из мощнейших препаратов этого класса по влиянию на уровень атерогенных липопротеидов.

В данной ситуации будет не лишним вспомнить целевой уровень ХС ЛНП у пациентов с различным уровнем риска развития ССО, к которому мы стремимся при назначении статинов согласно рекомендациям ESC 2016 г. (табл. 1).

ТАБЛ. 1. Европейские рекомендации по целевому уровню ХС ЛНП у пациентов с различным уровнем риска



Клиническая характеристика

Класс

Уровень

У пациентов очень высокого риска целевой уровень ХС ЛНП < 1,8 ммоль/л или его снижение по меньшей мере на 50 %, если базальный уровень ХС ЛНП 1,8–3,5 ммоль/л

I

B

У пациентов высокого риска целевой уровень ХС ЛНП < 2,5 ммоль/л или его снижение по меньшей мере на 50 %, если базальный уровень ХС ЛНП 2,5–5,0 ммоль/л

I

B

У пациентов умеренного и низкого риска целевой уровень ХС ЛНП < 3,0 ммоль/л

IIa

C

ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР

В настоящее время в современных клинических руководствах по лечению дислипидемии рассматривают два статина, способных снизить уровень ХС-ЛПНП ≥ 50 %: аторвастатин и розувастатин. Попробуем разобраться, почему же эксперты выделяют именно эти молекулы.

Так, в открытом рандомизированном исследовании STELLAR, включавшем 2431 пациента с гиперхолистеринемией, гиполипидемическая эффективность розувастатина (в дозах 10, 20, 40 мг/сутки) сравнивалась с эффективностью аторвастатина (10, 20, 40 или 80 мг/сутки), симвастатина (10, 20, 40 или 80 мг/сутки) и правастатина (10, 20 или 40 мг/сутки). В течение 6 недель проводилась оценка достижения целевых цифр ХС ЛНП. Розувастатин 10 мг оказал более выраженный эффект в отношении ЛНП в сравнении с аторвастатином 10 мг, на розувастатине 20 мг отмечался более выраженный эффект, чем на аторвастатине 20 и 40 мг. В то же время отсутствовали достоверные различия в степени снижения ХС ЛНП на дозах розувастатина 10 мг и аторвастатина 20 мг, а эффект максимальных доз препаратов (40 мг розувастатина и 80 мг аторвастатина) оказался сопоставим: 55 и 51 % от исходного уровня соответственно.

Согласно результатам сравнительного исследования, проведенного E. J. Schaefer и соавт., аторвастатин в суточной дозе 10 мг снижает уровень ХС ЛНП в среднем на 39 %, ловастатин и правастатин в дозе 40 мг — на 31 %, симвастатин 40 мг — на 35–41 %, флувастатин 40–80 мг — на 25–35 %, розувастатин 10 мг — на 39–45 %.

В исследовании высокодозовых статинов — розувастатина 40 мг/сутки и аторвастатина 80 мг/сутки — Т. van Himbergen и соавт. выявили одинаковую эффективность в снижении уровня ХС ЛНП (55 % и 53 % от исходного). Не было отмечено преимущества розувастатина 40 мг перед аторвастатином 80 мг в раннем мета-анализе Law MR и соавт., по результатам которого розувастатин 40 мг снижал уровень ХС ЛНП на 53 %, аторвастатин 80 мг на 55 % от исходного уровня (табл. 2).

Время не стоит на месте, и в более поздних мета-анализах все же было показано некоторое преимущество розувастатина перед аторваста тином в снижении уровня ХС ЛНП. Вместе с тем достоверных различий в эффекте этих препаратов в отношении ЛНП, как правило, не наблюдается. Так, в мета-анализе Weng TC и соавт. было показано, что только розувастатин и аторвастатин в суточных дозах 10 мг/20 мг и выше могут снизить уровень ХСЛНП на 40 % и более. Таким образом, аторвастатин продолжает твердо занимать позицию одного из наиболее эффективных статинов в клинической практике.

ТАБЛ. 2. Снижение уровня липидов (в %) на различных статинах

Доза (мг/сутки)

5

10

20

40

80

Флувастатин

21 %

27 %

33%

Правастатин

20 %

24 %

29 %

Симвастатин

27 %

32 %

37 %

4%

Аторвастатин

37 %

43 %

49 %

55 %

Розувастатин

38 %

43 %

48 %

53 %

АТОРВАСТАТИН В ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ССЗ

Исходя из характерологических особенностей российских пациентов, становится очевидным, что если при проведении вторичной профилактики ССО имеется большая вероятность того, что пациент будет принимать предписанную терапию, то в случае использования препаратов в целях первичной профилактики шансы на хорошую приверженность, увы, не столь высоки. И тем не менее эта игра стоит свеч.

Исследование ASCOT-LLA (Anglo-Scan-dinavian Cardiac Outcomes Trial-Lipid-Lowering Arm), включавшее 10305 пациентов с артериальной гипертензией и уровнем ОХС ≤ 6,5 ммоль/л, получавших либо аторвастатин в дозе 10 мг/сутки, либо плацебо, было прекращено досрочно ввиду выраженного, статистически значимого снижения частоты первичной конечной точки и инсульта в группе аторвастатина. Первичная конечная точка — нефатальный инфаркт миокарда (ИМ) и смерть от ИБС была зафиксирована у 1,9 % пациентов в группе аторвастатина и у 3,0 % пациентов в группе плацебо, снижение риска в группе аторвастатина составило 36 % (p = 0,0005). Кроме того, в группе аторвастатина отмечалось снижение частоты ишемического инсульта на 27 %, потребности в реваскуляризации — на 21 % и общей смертности — на 13 %.

Другое исследование аторвастатина в первичной профилактике в дозе 10 мг — CARDS — включало 2838 пациентов с сахарным диабетом (СД) 2 типа с уровнем ХС ЛНП ниже 4,14 ммоль/л. В группе аторвастатина достоверно реже регистрировались первичные конечные точки, такие как смерть от ИБС, нефатальный ИМ, внезапная сердечная смерть, госпитализация в связи с нестабильной стенокардией, реваскуляризация 5,8 % vs 9,0 % в группе сравнения (p = 0,001). Также достоверно отмечалось преимущество аторвастатина в виде снижения частоты ишемических инсультов и ОКС на 48 и 36 % соответственно. Следует особо отметить, что эффект аторвастатина не зависел от исходного уровня ХС ЛНП: снижение частоты достижения первичной конечной точки на фоне приема аторвастатина достоверно наблюдалось как в группе пациентов с высоким уровнем ХС ЛНП, так и с нормальными липидами.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Огромное значение при длительной терапии имеет не только эффективность, но и безопасность принимаемых препаратов.

Напуганные врачи и пациенты испытывают священный трепет перед побочными эффектами, описанными в инструкции по применению препарата. Однако на вопрос аудитории о том, кто из врачей в своей практике видел рабдомиолиз у пациента, получающего терапию статинами, или лекарственный гепатит, все смущенно молчат, затрудняясь ответить.

И действительно, показательным в этом отношении безопасности высоких доз аторвастатина являются результаты плацебо-контролируемого исследования SPARCL. В анализ данного исследования была включена информация о 2365 пациентах, получавших максимальную дозу аторвастатина (80 мг/сутки) с продолжительностью наблюдения 4,9 года. Длительное наблюдение за пациентами, получающими максимальную дозу аторвастатина, показало, что частота основных побочных эффектов была сопоставима с группой плацебо. Отмена терапии ввиду нежелательных явлений в группе аторвастатина составила 17,5 против 14,5 % в группе плацебо. Рабдомиолиз, так пугающий врачей при назначении статинов, в данном исследовании встречался в 0,1 % в группе аторвастатина и в 0,1 % в группе плацебо. То же самое касалось и повышения уровня КФК — достоверных различий между препаратом и плацебо получено не было. Характерное для всех статинов повышение уровня трансаминаз было выявлено и в данном исследовании: 2,2 против 0,55 % в группе плацебо. Однако стоит отметить, что данный феномен не влияет на качество жизни пациентов и не является поводом для прекращения терапии. В последующем данные больших мета-анализов (C. Newman и соавт., Li H и соавт..) подтвердили, что применение высоких доз аторвастатина по сравнению с низкими дозами или плацебо достоверно отличалось лишь частотой повышения уровня трансаминаз.

Также интересно было бы отметить, что, по данным FDA, на 1 млн назначений аторвастатин показал себя как самый безопасный статин (рис. 1).

Screenshot 2019-02-13 at 12.50.22.png

В двух рандомизированных проспективных исследованиях PLANET I и PLANET II было продемонстрировано благоприятное влияние максимальной дозы аторвастатина на функцию почек. В исследования были включены 325 пациентов с сахарным диабетом (СД) 1 и 2 типа с протеинурией и гиперхолестеринемией и 220 пациентов без СД. Почечная функция на фоне приема аторвастатина в обеих группах при расчете скорости клубочковой фильтрации значимо не менялась, однако было отмечено достоверное (p = 0,033) снижение уровня протеинурии на 13 % в исследовании PLANET I и на 23 % в исследовании PLANET II (p = 0,003).

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ НА ФОНЕ ПРИМЕНЕНИЯ АТОРВАСТАТИНА — МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? 

Диабетогенный эффект статинов — еще один камень преткновения в клинической практике при назначении статинов: ведь именно присоединение сахарного диабета (СД) значительно ухудшает прогноз пациентов с ССЗ. Данная проблема широко изучалась в клинических исследованиях и различных публикациях.

Так, в мета-анализе Sattar и соавт., включившем результаты 13 плацебо-контролируемых исследований (91 140 больных без сахарного диабета исходно), было продемонстрировано общее увеличение риска возникновения новых случаев СД на 4,5 % в группе плацебо и на 4,89 % в группе статинотерапии. При этом значительное, 18 %-ное увеличение риска развития СД было выявлено только на фоне применения розувастатина.

Более поздний мета-анализ Navarese и соавт., в который вошли данные 17 плацебо-контролируемых и сравнительных РКИ со статинами, включил 113 394 пациента и продемонстрировал наименьший риск развития новых случаев СД на фоне терапии 40 мг правастатина, а наибольший — на фоне 20 мг розувастатина; промежуточный риск развития СД был отмечен на фоне приема максимальной дозы аторвастатина — 80 мг.

Аналогичные результаты были получены при сравнении эффектов умеренных доз указанных препаратов. Таким образом, нежелательное действие на углеводный обмен, хотя и является классовым эффектом статинов, выражено в большей степени у розувастатина, чем у других статинов, включая аторвастатин.

Любая дополнительная информация о препаратах дает возможность быть во всеоружии в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Каждому из нас в клинической практике приходится взвешивать пользу и риски нежелательных побочных эффектов при назначении той или иной терапии. Увы, порой избыточное количество заведомо утрированной и негативной информации отпугивает клиницистов от использования высоких доз статинов и даже приводит к отказу от назначения препаратов данного класса. Представленный материал наглядно демонстрирует благоприятный профиль любых доз аторвастатина. Остается надежда, что с течением времени чаша весов склонится в пользу статинотерапии и пропорция 1:100 пациентов с ИБС с достигнутыми/недостигнутыми целевыми цифрами ХС ЛНП станет обратной — 100:1. Как скоро это произойдет, будет зависеть от нас с вами.

НАШИ ПАРТНЕРЫ