Статьи
Мать отечественной психиатрии Груня Ефимовна Сухарева
Груню Ефимовну Сухареву (11.11.1891–26.04.1981) называют матерью отечественной детской психиатрии. В 2026 году мы будем отмечать ее 135-летие. Так чем же она знаменита как ученый и клиницист? И почему открытый ею синдромАспергера носит имя другого человека, которого, учитывая его участие в нацистской программе детской эвтаназии, и врачом-то назвать язык не поворачивается?
ДОРОГОЙ ИСКАНИЙ
Груня Ефимовна (Хаимовна) Сухарева родилась в 11 ноября 1891 г. в семье мещан Хаима и Рахили Сухаревых в Киеве. В 1915 г. окончила медицинское отделение Киевских высших женских курсов, а в 1917‑м, став ординатором Киевской психиатрической больницы, включилась в научную работу, написав свои первые статьи. Пару лет спустя, в 1921 году, Г.Е. Сухарева перебралась в Москву, где продолжила клиническую и научную деятельность. Консультируя пациентов, она анализировала клинические наблюдения и публиковала труды, посвященные своим находкам. Так, в 1925 г. в журнале «Вопросы педологии и детской психоневрологии» вышла статья «Шизоидные психопатии в детском возрасте», в которой были подробно описаны истории болезни нескольких мальчиков с необычным поведением: склонностью к одиночеству и сниженным интересом к общению с другими детьми, сдержанностью в мимике и эмоциях, неуклюжестью и тенденцией к однообразным занятиям. Критерии, которые Груня Ефимовна сформулировала на основании собственных наблюдений, а также работ отечественных и зарубежных коллег, практически совпадают с критериями диагностики аутизма, представленным в современных изданиях МКБ и ее американском аналоге — «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам». В своей статье Сухарева подробно остановилась на отличиях описанного ею расстройства от детской шизофрении. Позднее она заменила определение психопатий с «шизоидных» на «аутистические», дополнив свои работы описаниями других пациентов, в том числе нескольких девочек. Через год после публикации, в 1926 году, статья Груни Ефимовны была переведена на немецкий язык и появилась в одном из ведущих европейских медицинских журналов Monatsschrift für Psychiatrie und Neurologie. Так почему же описанное ею впервые в научной литературе расстройство аутистического спектра сегодня называется синдромом Аспергера, а не Сухаревой? Давайте разберемся!
ПРИЧЕМ ТУТ АСПЕРГЕР
Ганс Аспергер, старший из трех сыновей австрийского фермера, родился в 1906 году в Вене. Любознательный мальчик заинтересовался медициной еще в школе, после того как принял участие в препарировании мыши на уроке биологии. В 1931 г. Ганс окончил Венский университет, получив специальность педиатра. Не будучи членом нацистской партии, Аспергер активно симпатизировал ее идеям, в течение всей жизни вспоминая детские годы, проведенные в рядах молодежной организации гитлерюгенд. С 1939 по 1945 год принимал активное участие в программе детской эвтаназии, лично направляя маленьких пациентов с физической и психической инвалидностью в специализированные клиники, где те погибали от непосредственных действий сотрудников или от голода и инфекций. Статья «Die ‘Autistischen Psychopathen’ im Kindesalter» («Аутистические психопатии у детей») — одна из первых публикаций Аспергера — была напечатана в профильном журнале в 1944 году. В ней описывались четыре мальчика, которых автор называл «маленькими профессорами» из-за зацикленности на интересующих их темах. На работу Груни Сухаревой Аспергер не сослался, по своей инициативе или в связи с политической ситуацией — неизвестно. Однако схожесть выводов не оставляет сомнений в том, что текст, написанный Груней Ефимовной девятнадцатью годами ранее, был хорошо знаком ему. Помимо яркой, эмоционально окрашенной лексики, разительно отличавшейся от суховатых и последовательных рассуждений Сухаревой, Аспергер дополнил работу идеей о том, что дети с аутизмом не проявляют нежности к близким из желания причинить им боль.
После Второй мировой войны Аспергер не был осужден за участие в программе детской эвтаназии. Он продолжал работать педиатром и опубликовал серию статей, преимущественно посвященных аутизму, а также несколько методических пособий, путеводителей по университету и коротких работ к юбилею коллег. Большинство публикаций выходило в соавторстве.
ОПОЗДАВШИЙ КАННЕР
Будущий отец аутизма Лео (Хаскл-Лейб) Каннер родился в местечке Клекотов в 1894 г. и вырос менее чем в 500 км от Киева, где в то же самое время жила Груня Сухарева. Получил медицинское образование в Берлине, но в 1924‑м перебрался в США — во многом из-за политической обстановки. Вскоре после иммиграции Каннер создал первую в Южной Дакоте детскую психиатрическую службу. Его статья «Аутистические нарушения аффективного контакта» («Autistic disturbances of affective contact»), вышедшая в журнале The Nervous Child в 1943 году, содержит клинические случаи 11 детей с нарушениями интеллекта и речи, а также особенностями поведения — такими же, которые восемнадцатью годами ранее описала Сухарева. Благодаря этой работе Каннер получил всемирную известность. Совместно с коллегой-психиатром Леоном Эйзенбергом Каннер сформулировал критерии диагностики аутизма, а вместе с другим коллегой — психологом Бруно Беттельгеймом — предложил объяснение причин развития этого расстройства у детей. Озвученная ими теория «матерей-холодильников» гласила, что нарушения социального взаимодействия детей с аутизмом связаны с эмоциональной холодностью их родительниц. Окончательно ее опровергли лишь к 1970‑м по результатам серии близнецовых исследований, а также благодаря поддержке родительских ассоциаций. Хотя современные знания в области био- логии, психологии и медицины позволяют с уверенностью снять вину с родителей, отголоски идей о материнской холодности продолжают вызывать чувства вины и стыда у семей, в которых рождаются дети с аутизмом.
УКРАДЕННЫЕ ВЫВОДЫ
Статьи Аспергера и Каннера были переведены на русский язык еще при жизни Груни Ефимовны, а в 1978‑м, за три года до ее смерти, в МКБ девятого пересмотра появился диагноз «синдром Каннера» (синдром Аспергера внесли в следующее издание, вышедшее в 1990 г.). Неизвестно, как отреагировала Сухарева, увидев свои выводы в чужих статьях. Но даже без заслуженной славы первооткрывателя аутизма Груня Ефимовна была признана в профессиональном сообществе: ее считают матерью отечественной детской психиатрии. В списке ее работ — труды по эпилепсии и параличу, неврозам и расстройствам личности, классификации шизофрении и нарушений интеллекта, статьи по суицидологии и девиантному поведению. Нет такой области детской психиатрии, где она не оставила бы свой след. А ее книги, в первую очередь — «Клинические лекции по психиатрии детского возраста», не покидают столы студентов, ординаторов и врачей по сей день. Груня Ефимовна консультировала пациентов почти до последнего дня. Она ушла из жизни 26 апреля 1981 года в Москве, оставив после себя статьи и книги, кафедру (ныне кафедра детской психиатрии и психотерапии РМАНПО) и больницу (ныне Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой), а также сотни учеников по всей стране. Своей семьи у нее не было — на протяжении всей жизни Груня Ефимовна посвящала себя пациентам и коллегам. Ее младшая сестра, Мария Ефимовна, также была выдающимся врачом и ученым — детским инфекционистом.
Читайте также
- Чем опасна нейробластома, или Неужели мы до сих пор пересаживаем детям их собственные стволовые клетки?
- Саркома Юинга: когда болезнь возвращается
- Взгляд детского онколога на новообразования молочных желез
- Применение методов клеточной терапии при острых лейкозах у детей: опыт НИИ ДОиГ им. Л.А. Дурнова НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина
- Мультидисциплинарный подход к лечению детей с опухолями головы и шеи в НИИ детской онкологии и гематологии имени Л.А. Дурновa