Статьи

Значение полифенольных соединений в снижении массы тела

26.06.2021

Одним из предметов внимания научного сообщества в контексте профилактики ожирения (в том числе абдоминального) и связанных с ним заболеваний является питание. В частности, рассматривается влияние потребления отдельных компонентов пищи. Крупные исследования, проведенные в разных частях света — Европе, Азии, Австралии, Северной и Южной Америке, — показали, что полифенольные соединения (ПФС), которые содержатся во многих растительных продуктах, могут способствовать снижению массы тела.

КАКИЕ БЫВАЮТ ПФС И ГДЕ СОДЕРЖАТСЯ?

Полифенольные соединения, или полифенолы, — разнообразные природные фитохимические структуры, число которых превышает 8000. Выделяют 5 основных их классов: флавоноиды, фенольные кислоты, лигнаны, стильбены и другие ПФС. 

Флавоноиды — наиболее распространенные в рационе человека полифенолы. К настоящему времени из растений выделено более 4000 типов этих веществ, и их список постоянно пополняется. Они характеризуются общим углеродным скелетом и подразделяются на подклассы в зависимости от степени окисления центрального пиранового кольца: флавонолы, флавоны, флаваноны, изофлавоны, халконы, флавандиолы, флаванолы (флаван‑3‑олы, катехины) и проантоцианидины. Основные источники флавоноидов — соевые бобы и продукты их переработки (соевые молоко, мука, соевое мясо, тофу и др.). 

Фенольные кислоты делятся на производные бензойной и коричной кислот, составляя приблизительно 1/3 поступающих с пищей полифенолов. Этими соединениями богаты кешью, семена подсолнечника, мука из пшеницы твердых сортов, оливки, чай и кофе, темный шоколад и др. Их содержание в съедобных растениях, как правило, достаточно низкое, за исключением некоторых ягод (ежевика, черноплодная рябина, черника). 

Лигнаны обладают фитоэстрогенной активностью; они обнаружены в высоких концентрациях в семенах льна, кунжута и некоторых злаках. 

Стильбены. Самым известным и изученным представителем этой группы является ресвератрол, синтезирующийся в растениях в ответ на грибковую инфекцию или на различные стрессовые триггеры. В значительных количествах содержится в винограде и красном вине. 

Остальные полифенолы выделяются в отдельную группу — другие ПФС. Основные представители — тирозол, алкилрезорцины, куркумин; главными источниками служат специи и зерновые. 

02.JPG

ПОТРЕБЛЕНИЕ ПФС В РАЗНЫХ СТРАНАХ 

Установлено, что особенности питания и пищевые привычки практически в каждой стране различаются в силу определенных факторов (традиции, высокая / низкая доступность продуктов — источников ПФС, климатические условия). 

Группа ученых во главе с G. Grosso в рамках исследования HAPIEE провела анализ питания случайной выборки из 10 477 жителей Польши (45–69 лет). Выяснилось, что они потребляли в среднем 1756,5 ± 695,8 мг / сут (M ± SD) полифенолов, в основном флавоноидов (897 мг / сут) и фенольных кислот (800 мг / сут). Важными источниками указанных веществ были кофе, чай, шоколад, фрукты и овощи. В другом исследовании чешской популяции среднее потребление ПФС составило 426 мг / сут. Доля чая, кофе, овощей и фруктов в рационе населения Чехии относительно невелика по сравнению с другими европейскими странами. Авторы связывают эту особенность с потреблением значительного количества пива, имеющего низкое содержание ПФС. Главными их источниками здесь служат картофель, сливы (за счет хлорогеновой кислоты) и пшеница. 

Исследование PREDIMED trial, проведеннное в Испании и включавшее 7200 участников в возрасте 55–80 лет, показало величину среднего потребления полифенолов 820 ± 323 мг / сут, из которых 443 ± 218 мг / сут приходилось на флавоноиды и 304 ± 156 — на фенольные кислоты. Основные источники ПФС для данной когорты — кофе и фрукты, однако более значительный вклад (в отличие от большинства стран европейского региона) вносит употребление в пищу оливок и оливкового масла, обеспечивающих 90 % поступления фенольных кислот. На долю же фруктов приходится 44 % от общего количества потребляемых ПФС. 

При исследовании когорты пожилых представителей (610 человек) населения Японии среднее потребление полифенольных соединений было равным 1492 ± 665 мг / сут, причем бо́льшая часть обеспечивалась напитками (79,1 %). Изучение характера питания популяции США, состоявшей из 77 441 мужчин и женщин, установило, что в структуре пищевых веществ полифенолы составляли 801 ± 775 мг / сут за счет кофе, фруктов и фруктовых соков. Данные были получены в разных группах обследуемых: вегетарианцев и не-вегетарианцев. Среди первых наблюдалось высокое потребление флавоноидов, а у не-вегетарианцев — фенольных кислот. Кроме того, на поступление ПФС влиял такой источник, как кофе. Выявлено, что лица с пристрастием к этому напитку употребляют в пищу значительно меньше фруктов, овощей и бобовых. 

Далее, исследование ISA-Capital (2008) жителей Сан-Паулу (Бразилия) на выборке 1103 взрослых, в том числе пожилых, оценило среднее суммарное потребление полифенолов в 377,5 мг / сут. Основными классами были фенольные кислоты (284,8 г / сут) и флавоноиды (54,6 г / сут). Наиболее высокие показатели отмечены в старшей возрастной группе, а также у лиц с низким уровнем образования и курильщиков. Важнейшими источниками ПФС для всей выборки служили кофе (70,5 %), цитрусовые (4,6 %) и тропические фрукты (3,4 %). При этом потребление кофе обеспечивало поступление 92,3 % фенольных кислот и 93,1 % алкилметоксифенолов. 

В проекте MEAL приняли участие 1937 жителей Катании (Италия). Величина среднего потребления ПФС у них составила 663,7 мг / сут; бо́льшая часть также приходилась на фенольные кислоты (362,7 мг / сут) и флавоноиды (258,7 мг / сут). Главными источниками были орехи, чай и кофе (содержащие флаванолы и гидроксикоричные кислоты), фрукты (антоцианы), цитрусовые (флаваноны), овощи (артишоки и оливки богаты флавонами, шпинат и бобы — флавонолами) наряду с шоколадом, красным вином и пастой (обеспечивающими поступление флаванолов и тирозола). 

Во французской когорте (протокол SU.VI.MAX), включавшей 4942 мужчин и женщин от 45 до 60 лет, среднее суммарное потребление ПФС оценено в 1193 ± 510 мг / сут. Наиболее распространенными их группами являлись эфиры гидроксицинаминовой кислоты и проантоцианидины, а основными источниками — безалкогольные напитки и фрукты. 

Наконец, недавнее исследование SUN (Испания) с участием 17 065 человек представило данные о среднем общем потреблении ПФС, равном 727 ± 370 мг / сут, из них флавоноидов — 384 ± 269 мг / сут, фенольных кислот — 298 ± 171, стильбенов — 0,9 ± 1,9, лигнанов — 0,6 ± 0,4 и других ПФС — 44 ± 34 мг / сут. Вишня, шоколад, кофе, яблоки и оливки были основными продуктами, влияющими на общее поступление полифенолов. Шоколад и фрукты выступали главными источниками флавоноидов; кофе, оливки и вишня — фенольных кислот; красное вино — стильбенов; оливковое масло и сухофрукты — лигнанов. 

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ — ФЛАВОНОИДЫ 

Некоторые ученые изучают содержание в пище отдельных классов полифенольных соединений как наиболее значимых. Например, по итогам протокола NHANES (США) с использованием базы данных содержания ПФС Министерства сельского хозяйства США (United States Department of Agriculture, USDA) общее потребление флавоноидов у 8809 мужчин и женщин составило 189,7 ± 11,6 мг / сут (основным источником был чай — 82,8 %). Авторы другого исследования оценили среднее потребление данного класса веществ в популяции населения Польши (203 участника); результат оказался равным 610,8 мг / сут. Важнейшими источниками послужили чай, фрукты и овощи. 

В ходе крупнейшего исследования, включавшего 36 037 участников из 10 европейских стран, среднее суммарное потребление флавонолов, флаванонов и флавонов определено как 66,76 ± 0,89 мг / сут главным образом за счет цитрусовых, соков, чая, вина, фруктов и овощей.

01.JPG

БОЛЬШЕ ПОЛИФЕНОЛОВ — НИЖЕ МАССА ТЕЛА

Анализ вышеуказанных работ установил преимущественное использование 2 подходов к оценке характера питания — 24‑часового метода и полуколичественного опросника по частоте приема пищи. Основными источниками данных о содержании полифенольных соединений в отдельных продуктах стали базы данных USDA (США) и PhenolExplorer (Европа), используемая авторами чаще. Сто́ит отметить, что применение различных методик оценки питания и баз данных в разновозрастных популяциях не всегда позволяет сравнивать выборки и делать конкретные выводы. Тем не менее прослеживаются некоторые тенденции в отношении главных источников ПФС и зависимость общего потребления этих компонентов пищи от места проживания. 

Существуют многочисленные доказательства положительного влияния полифенолов на различные параметры, связанные с превышением массы тела и ожирением, в том числе абдоминальным: окружность талии (ОТ), окружность бедер (ОБ), отношение ОТ к росту, индекс массы тела (ИМТ). Так, в упомянутом исследовании PREDIMED trial (573 участника), которое проводилось на протяжении 5 лет, выявлено наличие связи уровня ПФС в моче и массы тела (помимо последней оценивались ОТ и отношение ее к росту). Согласно полученным результатам наблюдалась обратная корреляционная зависимость между содержанием полифенольных соединений в моче и массой тела (p = 0,002), ИМТ (p = 0,005), ОТ (p = 0,013), а также отношением ОТ к росту (р = 0,036). Авторы заключили, что большее потребление данных веществ может способствовать уменьшению массы тела у пожилых людей с высоким сердечно-сосудистым риском. В другой работе с аналогичной методикой определения полифенолов в моче на популяционной выборке представителей Латинской Америки (442 исследуемых) выявлено, что потребление ресвератрола и уролитина А обратно связано с развитием ожирения. 

В 12‑недельном исследовании влияния потребления ПФС сухого цитрусового экстракта показатели ОТ и ОБ, количества абдоминального жира у имеющих избыточную массу тела уменьшились относительно группы плацебо (p <0,0001) (–5,71 и –1,56 % для талии; –4,71 и –1,35 % для бедер; –9,73 и –3,18 % для объема жира). Потребление апельсинового сока также обратно влияло на ИМТ и ОТ (р <0,05). 

В литературе встречается большое количество работ, указывающих на снижение массы тела при включении в рацион богатых полифенолами продуктов. H.C. Chang et al. (2014) в исследовании группы из 36 участников (18–65 лет) выявили, что экстракт Hibiscus sabdariffa способствует уменьшению показателей ИМТ, соотношения ОТ / ОБ и сокращению объема жировых отложений. По итогам приема в течение 12 недель экстракта полифенольных соединений из Ecklonia cava у 97 мужчин и женщин, имевших избыточную массу тела, установлено значимое снижение ИМТ, содержания жира в организме, величин ОТ и ОТ / ОБ в сравнении с получавшими плацебо. 

Большое внимание уделяется анализу потребления зеленого чая. Например, в метаанализе по изучению его влияния на изменение массы тела авторы сделали вывод о том, что содержащийся в этом напитке эпигаллокатехин галлат совместно с кофеином оказывают небольшое положительное воздействие на уменьшение указанного параметра. Другой, более поздний метаанализ 15 рандомизированных контролируемых исследований (РКИ) выявил, что на фоне потребления катехинов зеленого чая снижались ИМТ (–0,55 кг / м2; 95 % ДИ [0,65; 0,40]), масса тела (–1,38 кг; 95 % ДИ [1,70; 1,06]) и ОТ (–1,93 см; 95 % ДИ [2,82; 1,04]) по сравнению с изолированным употреблением кофеина. Однако, по мнению исследователей, позитивное влияние катехинов данного напитка с кофеином на антропометрические данные не столь существенно и, скорее всего, не имеет клинического значения. 

В крупном исследовании HAPIEE, включавшем 8821 лиц обоего пола, установлено, что значения ИМТ и ОТ существенно ниже в квартиле высокого потребления полифенолов. Недавнее исследование, оценивающее связь данного критерия с изменениями ИМТ и ОТ за 6‑летний период, продемонстрировало, что высокое содержание в пище ПФС может замедлить нарастание массы тела с течением времени: ИМТ снижался в квартиле высокого потребления флавоноидов (р = 0,009), флавонов (р = 0,008) и лигнанов (р = 0,01). Также были выявлены связи, отражающие уменьшение ОТ в квартилях интенсивного потребления флаванонов (p = 0,001), флавонов (p = 0,001), гидроксициннамовой кислоты (p = 0,01), лигнанов (p = 0,006) и полифенолов в целом (p = 0,001). 

Изучение пищевых привычек взрослого населения Средиземноморского региона показало обратную зависимость между избыточной массой тела и потреблением флавоноидов / флавонолов: жители, в рационе которых присутствовали бо́льшие количества этих ПФС, реже страдали ожирением. В метаанализе 19 РКИ получены свидетельства существенного влияния средиземноморской диеты на снижение массы тела — средняя разница между приверженцами такого питания и контрольной группой составила –1,75 кг (95 % ДИ [2,86; 0,64]) — и на величину ИМТ (средняя разница –0,57 кг / м2; 95 % ДИ [0,93; 0,21]). В сочетании с интенсивной физической нагрузкой эффект был более выраженным. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким образом, многочисленные данные свидетельствуют о позитивном воздействии ПФС (в большей степени флавоноидов и их подклассов) на уменьшение ИМТ и других показателей избыточной массы тела. Однако следует понимать, что нормы потребления этих веществ пока не установлены. Кроме того, исследования часто имеют ограничения и особенности. Например, методы оценки питания не полностью совершенны; изучается не отдельный класс полифенолов, а продукт, его содержащий, следовательно, однозначно говорить о пользе конкретного соединения не вполне корректно. Поэтому необходимо следить за новыми исследованиями и ожидать появления актуальной информации по России. 

Т.И. Батлук, Д.В. Денисова, И.П. Березовикова, НИИТПМ — филиал ИЦиГ СО РАН

НАШИ ПАРТНЕРЫ