Новости
Эксперты просят ускорить внедрение вакцины от менингококка в Национальный календарь прививок

Менингококковая инфекция обладает самой высокой летальностью (17%) среди всех вакциноуправляемых инфекций. Однако вакцина против неё до сих пор не включена в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП). Согласно утверждённой Правительством РФ Стратегии развития иммунопрофилактики инфекционных болезней до 2035 года, это должно произойти до 2026 года. О необходимых для этого шагах эксперты говорили 15 июля на заседании рабочей группы «Вакцинопрофилактика менингококковой инфекции» Комитета Госдумы по охране здоровья.
Сегодня в российском Национальном календаре — 12 прививок. «Из ожидающих включения, менингококковая — №1 по значимости для населения. Особенно опасна менингококковая инфекция для детей в возрасте до 5 лет. Наша задача — принять все необходимые нормативные акты, чтобы вакцина как можно скорее появилась в календаре. Поскольку ориентиром для нас является следующий год, необходимо уже сейчас предпринимать активные инициативы», - подчеркнул член Комитета Государственной Думы по охране здоровья, д.м.н. Александр Румянцев.
По словам заместителя директора по научной работе и инновационному развитию ФГБУ «НМИЦ фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний» Минздрава России, главного внештатного специалиста по инфекционным болезням Владимира Чуланова, если в 2024 году в стране было чуть более 600 заболевших, то только за первые пять месяцев 2025 года — уже более 1200.
Заведующая лабораторией эпидемиологии менингококковой инфекции и гнойных менингитов Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Ирина Королёва подчеркнула, что менингит отличается совершенно непредсказуемым течением, что делает его серьёзной медико-социальной проблемой.
По данным Всероссийского союза пациентов, средняя стоимость лечения и реабилитации одного ребёнка составляет около 15 млн рублей. Менингококк характеризуется не только высокой летальностью (для сравнения: при гриппе и COVID-19 летальность составляет от 0,5% до 2,5%, а при менингококке — 17%), но и большим числом тяжёлых осложнений. Примерно у каждого пятого заболевшего развиваются такие последствия, как отёк мозга, эпилепсия, потеря слуха и зрения, нарушения жизненно важных функций, а также неврологические и когнитивные расстройства.
Президент ФГБУ ФНКЦИБ ФМБА России, главный внештатный специалист по инфекционным болезням у детей Минздрава России Юрий Лобзин сообщил, что специалисты провели ретроспективный анализ клинических осложнений и исходов у инфицированных детей за 10 лет в шести федеральных округах:
«Смертность при менингококковой инфекции наступает стремительно — как правило, ребёнок умирает в течение суток от полиорганной недостаточности. Лечение тяжёлых осложнений крайне затратное: в 2023 году расходы на лечение 611 случаев составили 1 млрд 395 млн рублей. При этом дети часто выписываются из стационаров с сохраняющимися нарушениями здоровья».
Единственный способ защиты от опасной инфекции – вакцинация, утверждают эксперты. Так, в Москве, где вакцинация от менингококка включена в региональный календарь прививок с 2019 года, доля детей в структуре заболеваемости в столице снизилась до 15%, тогда как в среднем по стране — 75–80%.
Фармацевтические производители рассказали о доступных на российском рынке вакцинах. Так, компания «Петровакс Фарм» готова начать выпуск 4-валентной конъюгированной вакцины по полному циклу, включая синтез субстанции, уже в 2026 году.
По словам президента «Петровакс Фарм» Михаила Цыферова, компания обладает уникальным опытом производства и поставок вакцин против гриппа и пневмококковой инфекции, в том числе для нужд НКПП:
«Два года назад мы начали проект локализации менингококковой вакцины в России. Она уже используется в Китае, где привиты миллионы детей. Сейчас завершаются её клинические исследования в РФ и странах БРИКС, мы планируем опубликовать отчет в конце года. В сентябре 2025 года будет произведено 600 тысяч валидационных доз, а затем начнётся производство коммерческих серий. Надеемся на регистрацию вакцины весной 2026 года и запуск полного производственного цикла в РФ до конца того же года. Вакцину можно применять с трёхмесячного возраста. Мы готовы предложить цены ниже рыночных при участии в госзакупках. Наши мощности позволяют выпускать 40–100 млн доз в год, что гарантирует стабильное обеспечение при включении вакцины в НКПП».
Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева отметила, что производителям, вложившимся в разработку, важно понимать перспективу спроса на продукцию:
«Производственный цикл вакцины составляет 6 месяцев. Чтобы начать вакцинацию во второй половине 2026 года, производители должны получить информацию о госзакупках уже в конце текущего года. Чем раньше вакцина будет включена в НКПП, тем увереннее производители смогут планировать производство».
Члены комитета выразили готовность поддержать отечественных производителей, чтобы как можно скорее обеспечить население эффективными российскими вакцинами.