Новости
Реальная распространенность ожирения в России превышает официальные данные в 4-6 раз
Избыточный вес и ожирение связаны почти с 10% смертей от хронических неинфекционных заболеваний. Более миллиарда человек в мире сегодня страдает от этой патологии, а к 2050 году их число может увеличиться вчетверо. Такой драматичный рост распространенности ожирения в мире обусловлен глобальными изменениями: влиянием индустриализированной пищевой среды и трансформацией пищевых привычек, урбанизацией и гиподинамией отмечает Гульнар Вагапова, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой эндокринологи Казанской государственной медицинской академии – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ, г. Казань.
Статистика шокирует: только за последние десятилетия глобальная распространенность ожирения выросла почти вдвое. И если в 2010 году в мире насчитывалось около 1,1 млрд людей с избыточной массой тела и порядка 500 млн человек с ожирением, то к 2030 году прогнозируется суммарный рост числа пациентов с избыточной массой тела и ожирением почти до 3 млрд, а к 2050 году – до 4 млрд. «Под избыточной массой подразумевается значение индекса массы тела (ИМТ)[1] более 25, а ожирению соответствует ИМТ более 30. Важно понимать, что повышение ИМТ прямо-пропорционально сокращению продолжительности жизни.», – отметила Вагапова.
Так по всему миру в 2021 году до 2 млн смертей от неинфекционных заболеваний, таких как сахарный диабет, рак и инсульт, в возрасте до 70 лет были напрямую связаны с высоким ИМТ. «При нормальном весе шансы человека достигнуть 70-летнего возраста составляют 80%. Если же пациент имеет ожирение второй степени, то этот шанс снижается до 60%, а продолжительность жизни сокращается примерно на 3 года, – отмечает специалист. – При наличии морбидного ожирения[2] шанс пациента дожить до 70 лет составляет всего 50%, и его жизнь укорачивается в среднем на 8 -10 лет».
Проблема усугубляется высокой коморбидностью ожирения[3]. «Ожирение является причиной развития и прогрессирования более, чем 200 различных осложнений, которые затрагивают все органы и системы организма. Каждый второй пациент с ожирением имеет 4 и более коморбидных заболеваний. При этом по мере повышения ИМТ число хронических заболеваний, ассоциированных с ожирением, увеличивается», – подчёркивает Гульнар Вагапова.
Более того, ожирение является одним из самых значимых факторов риска, приводящих к инвалидизации населения. «Лица, имеющие минимум два хронических заболевания, связанных с ожирением, на 17% чаще имеют инвалидность. Распространенность ожирения среди взрослых с инвалидностью составляет порядка 25–31%, а среди взрослых без инвалидности – 15–19%», – отмечает Гульнар Вагапова.
Отдельной проблемой, по мнению Гульнар Вагаповой, остается курение у пациентов с ожирением. «Ожидаемая продолжительность жизни среди курящих на 10 лет в среднем короче, чем у некурящих. Но если курящий пациент имеет ожирение и ведет малоактивный образ жизни, то наступление смерти от всех причин ускоряется на 13 лет, от ССЗ – на 12 лет, а от рака – почти на 19 лет. У взрослых курильщиков с ожирением и гиподинамией уровень смертности от всех причин, включая ССЗ и рак на 200% выше, чем у некурящих людей с нормальным весом и достаточной физической активностью. Курильщики, как правило, имеют меньшую массу тела, чем некурящие, но при этом имеют больше абдоминального жира, что повышает риски развития кардиометаболических заболеваний. Таким образом, усилия по предотвращению и прекращению курения могут иметь дополнительный эффект в виде уменьшения количества метаболически опасного абдоминального жира.», – объясняет Вагапова.
По мнению эндокринолога, для профилактики и укрепления здоровья населения необходимо сосредоточиться на хорошо известных модифицируемых факторах риска. Решением может стать применение концепции модификации рисков. «Безусловно, лучший результат может дать комплексное взаимодействие пациента и врачей», – говорит она. Стартовать можно с программы "маленьких шагов", которые предполагают снижение веса хотя бы на 5-10% и прекращение табакокурения. Для заядлых курильщиков с низкой мотивацией, если не удается одномоментно отказаться от курения, в качестве начального этапа можно рассмотреть временный переход на альтернативные системы доставки никотина, например, системы нагревания табака, исключающие поступление в организм вредных продуктов горения, подчеркивает Вагапова. «В то же время принципиально важно, чтобы любая табачная и никотинсодержащая продукция, включая сигареты, кальяны, вейпы и электронные системы нагревания табака, была абсолютно недоступна для потребления молодежью. Одновременно необходимо прорабатывать и внедрять такое риск-ориентированное регулирование, при котором информация о возможности перехода на сертифицированную бездымную продукцию будет доступна взрослым людям с тяжелой табачной зависимостью», – говорит она.
Сегодня в России также, как и во всем мире, отмечается прогрессивный рост распространенности как избыточной массы тела, так и ожирения среди всех возрастных групп населения. Особую тревогу вызывает ожирение у детей: примерно каждый четвертый ребенок имеет ожирение или избыточный вес, что в перспективе создаст почву для увеличения числа взрослых, страдающих ожирением. – констатирует профессор. Несмотря на это, в стране до сих пор отсутствует национальная программа по борьбе с ожирением. Признание проблемы и создание государственной программы по борьбе с ожирением могло бы увеличить продолжительность жизни населения России в среднем на 5 ‒ 10 лет. Необходимо изменить отношения населения и государства к проблеме ожирения. Необходимо признать ожирение социально значимым заболеванием, что автоматически запустит три механизма: профилактика, лечение, и реабилитация.
[1] Индекс массы тела (ИМТ) = (кг)/рост² (м²). Индекс массы тела является косвенным показателем наличия жира в организме, а дополнительные измерения, например окружности талии, могут помочь в диагностике ожирения.
[2] Морбидное ожирение — крайняя, третья степень ожирения при значениях ИМТ более 40.
[3] Коморбидность заболеваний — сосуществование у одного пациента двух или более заболеваний, синдромов или психических расстройств, связанных между собой единым патогенетическим механизмом или совпадающих по времени.